среда, 11 февраля 2015 г.

"Мусорная" техника: где-то между лоскутным шитьём и утилизацией отходов.

******************************

      Иногда хочется шить медленно, аккуратно, талантливо и с посылом в вечность. А иногда хочется шить по методу "тяп-ляп и готово". Это желание может возникнуть и от усталости, и из-за лени, и от избыточного веселья.

      В лоскутном шитье (точнее, в работе с обрезками тканей) есть техники как раз для таких случаев. Всё как в живописи: можно писать картину 20 лет, а можно окунуть кисть в краску и набрызгать "композицию" или нанести её валиком для малярных работ. 
     На просторах интернета можно найти что угодно. И в этом случае помог видео-ролик о том, как собравшиеся в кучку приятные дамы живо и заинтересованно изучали опыт друг друга и создавали диковинные декоративные поверхности.

     Декоративные поверхности состояли из:

1) тканевой основы, 
2) какого-го синтетического мусора на верёвочках, хаотично набросанного на основу, 
3) и органзы, положенной сверху на всё это безобразие.
4) Последним шагом было закрепление всех слоёв декоративными швами.

Textile art - creating new surfaces using fabric scraps.

     Этот способ декорирования, будучи доведённым до логического конца (когда ткань крошится в пыль), породил технику конфетти. И с помощью этой техники мастера создают какие-то необыкновенные пейзажи. 

Gail Hunt Quilter Confetti Technique.

     Так. Прелестно. Секрет найден и понят. Но ведь под органзу можно поместить что угодно! Что угодно можно поместить! Что угодно! 

     И эта мысль мобилизует и пробуждает живой интерес к содержимому всех шкафов, полок, мешочков, косметичек, шкатулок, коробов и коробок. В любом доме можно найти материал для такой работы.

- Обрезки кружева. Любого, в том числе стрейч.
- Мерное кружево, ничтожные сантиметры которого всегда остаются после того, как значительная часть пошла в работу. 
   Залежавшееся кружево, купленное под воздействием какой-то гениальной идеи, которая соскучилась с вами и ушла опять к своим подружкам - в мир идей.    
- Кружево от нижнего белья, купленного в состоянии невменяемости.
(Фото удалено самоцензурой).
     
- Блестящие ленты, оставшиеся от какой-нибудь работы, а также ленты от упаковок всего чего можно (букетов цветов, коробок конфет, подарков и проч.), которые попадают в дом без спроса и нужды.  Лучше бы такая черта была свойственна деньгам. Но нет. Деньги много о себе воображают. А вот ленточки - настоящие друзья людей, всегда рядом. 
- Остатки ниток для вязания, которых так мало, что и на ряд не хватит. 
   - Тесьма. Её тоже можно найти в коробочках и шкатулках. Как она туда попадает, вспомнить трудно. Кто её покупал - неизвестно. 
- Обрезки тканей, лоскутики. Маленькие и не годные ни для чего путного.
 - Синтетическая ткань, которую трудно использовать в технике традиционного лоскутного шитья. Подкладочная ткань. Шёлк.
- Какая-нибудь мишура, декоративная сетка, люрекс и проч.
- Ткань, структура которой ранее не пробудила фантазию. 
- Большие отрезы органзы нужны обязательно: это часть технологии. А для декора пригодятся маленькие кусочки тюля, органзы, сетки.

   (В жизни лоскутницы много сюрпризов, и среди "поставщиков" тканей и лоскутов может появиться милая дама из ателье по пошиву штор. Так в дом и проникнут стенды с образцами тканей, обречённые на выброс, а также обыкновенные обрезки кроя).
***************************************************
      Художники и профи работают исходя из понятия абстрактной красоты. А хозяева и хозяйки решают утилитарные задачи: украшают свой дом, прикрывают огрехи ремонта и маскируют недостатки дизайна. 

     Здесь как раз такой случай. Есть замечательный прибор: в жару он охлаждает, в холод согревает. Его недостатки: слишком большой, глянцевый и белый; помимо всего прочего - собирает пыль в своих многочисленных щёлочках и сетках. 

     Значит, нужно сшить чехол. А если верхнюю горизонталь укрепить фанерой или картоном, то может получиться столик. Чехол можно сшить из любой ткани, не только хлопчатобумажной. 

     Вот так и встретились две мысли: спрятать белую блестящую штуку и попробовать новую технику лоскутного шитья.
Прибор не прямоугольный, а выгнуто-вогнутый, пузатый и закруглённый. Кроме того, у прибора есть выступающие части. 
Бумажный прямоугольник - это шаблон, на который нанесены размеры прибора в максимальных показателях.
5 прямоугольников, выкроенных из ткани-основы, укреплены дублирином.
     Чем хороша эта техника?
1) Не требует никаких особых навыков и никакого таланта.
2) Из специальных материалов нужны лишь дублирин или флизелин. Но можно обойтись лишь тканью. Это зависит от того, что будет сшито из подготовленных плоскостей. Если задуманы большие чехол или сумка, то ткань-основу можно укрепить. Если планируется сшить маленькую вещь, то можно обойтись и без дополнительного укрепления слоёв.
3) В работу идёт всякий мусор.
4) Набрасывать мусор на ткань-основу можно как угодно! Как угодно! Можно набросать мелкие обрезки, можно разложить большие лоскуты, можно совместить маленькие детальки с большими.
      Можно положиться на случай и создать хаотичную картинку. А можно предусмотреть некую «идею" и выложить ткани в виде, например, пейзажа, среза слоистого камня, зарослей травы, водорослей и проч.
5) Декоративные швы можно опять же проложить по-разному: в виде правильной сетки с углами 90 градусов, в виде сетки под углом, в виде волнистых линий и проч.

     Поскольку фигуры для чехла - прямоугольники, то сама собой возникает идея вырезать длинные лоскуты и укладывать их вдоль длинной стороны прямоугольника. 

     Лоскуты, как видно, 1) неровные, потому как излишняя аккуратность и точность совершенно не нужны; 2) накладываются друг на друга, поскольку многослойность - прелесть данного вида декора.
 
     Далее следует накрыть всё это безобразие органзой, прогладить утюгом, осторожно прижимая его к поверхности, и сколоть проблемные места булавками, заботясь о том, чтобы органза легла ровно.
     А затем - полёт фантазии и опора на возможности швейной машинки. Используя разные нитки и разные строчки, можно создать тот рисунок, который хочется. 

     Основная идея и главное желание в данном случае - поддержать «вертикаль» выкроек-прямоугольников.
Швы, проложенные вертикально. Швы не прямые, а имитирующие волну. Волна весьма разнообразна. Волнистые строчки пересекаются.
 Строчки разной плотности и толщины. Плотной атласной строчкой, как видно, выделен «лепесток".
 Но необязательно стремиться к тому, чтобы швы проходили по границе лоскутов. И без этого стремления получается красиво.
 Можно использовать декоративные строчки, строчки для квилтинга, краеобмёточные и рабочие строчки… 
Цвет ниток - по желанию. Можно подобрать нитки в тон изделия, а можно - контрастные.
 Ткань, подложенная под органзу «комком», образует складки. И это не дефект, а ещё один декоративный приём.
 Нитки, подложенные под покрытие, создают удивительный эффект.
 А здесь «сетка» из волнистых линий: швы проложены и по горизонтали, и по вертикали.
     После выравнивания деталей становится ясно, что получилась красота. Если раньше и были сомнения, то теперь они машут хвостиком и исчезают. 

     И ещё сюрприз: мозг примется дорисовывать «картинку», что ему и положено согласно его разнообразным и загадочным функциям; и вдруг появятся: горы, лес, реки, дороги, поля, цветы, карта местности, вид земли с высоты самолёта, гербарий… А когда подключится ассоциативное мышление, то вообще можно увидеть собственную биографию и весь опыт человечества, накопленный за века. 
     Чехол состоит из прямоугольников, и никаких сложностей и хитростей в изготовлении этой простой вещи нет.
Подкладка.
 Картонка для укрепления верхней части.
 Картонка в чехле. Одна сторона не зашита, и можно менять картонки и фанерки.
     Ну вот, собственно, и всё...
 Было...
Стало.
*******************************************************

     Вот такой простой способ украшения поверхностей лоскутами. «Мусорная техника». А можно иначе: если есть скрап-букинг (ну, есть! ну, занесли слово!), то это - СКРАП-ТРЯПИНГ. Или ТРЯП-ТЮНИНГ.