четверг, 20 марта 2014 г.

Панно с кармашками. Блоки "цветы". Ручные шитьё и стёжка.

       Это - панно с кармашками для прихожей.
       Очень полезная вещь. Например, человек приходит. Куда положить вот эти чеки? Или солнечные очки? Или бумажку, на которой бабушка написала что-то важное? И, наоборот, человек уходит. Куда пристроить лишний телефон, вторую связку ключей? А где ручка, которая сегодня очень нужна?

        Коридорная мебель обеспечивает не все потребности, поскольку есть маленькие и совсем крошечные вещи, которые могут затеряться на полках и в ящиках.

     Лоскутные кармашки. Идея, схема, исполнение.


1. Идея.

      Идея и вдохновение долго не появлялись. Наверное, у них были выходные или отгулы.

       И вдруг в японском журнале - оно, то самое. Этот нарцисс из пазлов-лоскутов явно выходит за рамки понятия "традиционные блоки".
      Симметрии нет, детали разные, предельная условность.

      Констуктивизм какой-то! Принцип организации пространства тот же: прямые линии, плоскости, объём, формируемый примитивной игрой цвета.
Л. Попова
      О, нет! Как я посмела? Живопись - божественна и неприкосновенна, она - для эстетов и интеллектуалов: в очочках, с лысинкой или лохмами, в шарфике и с удостоверением "Член искусства. Допущен. Подпись". А пэчворк - для домохозяек с ограниченным всем.

2) Эскизы. Они же - трафареты.

      Думая ограниченным мозгом в направлении ограниченной цели, использую свой любимый инструмент - листочки в клеточку.
 Размер блока - 15 см Х 15см. 
Повторение схемы нарцисса в ином масштабе.
Обозначение элементов пазла: буквы и цифры.
Обозначать элементы можно как угодно, лишь бы не запутаться при дальнейшем крое.
 Для удобства можно пометить линии (швы) соединения деталей.
И обязательно нарисовать шпаргалку, 
поскольку исходный рисунок будет разрезан на детали. 
Здесь для удобства обозначен и периметр.
       Понимание того, как самостоятельно нарисовать подобную схему иного рисунка, приходит быстро: 1-2-3 линии, разделяющие весь квадрат от стороны до стороны; и произвольно направленные линии в границах каждого сектора, отсылающие к образу какого-либо цветочка.

       Мелкие детали не должны пугать, поскольку предполагается шить руками. Руки могут справиться с деталью со стороной 0,5 см!

Анютины глазки.
 Для удобства кроя и соединения можно раскрашивать детали пазла.
Картинки измазюканые, потому что я чертила, стирала ластиком, вновь чертила. 
Искала образ! 
Розочка.
 Гладиолус.
 Цветок. Василёк (?).
Подснежник.
 Колокольчик. 15 см Х 15 см.
15 см Х 10 см.
Ромашка.
Десятки лепестков сшить трудно.
Здесь облегчённый вариант: серединку цветка наложить методом аппликации, а лепестки выделить либо стёжкой, либо вышивкой.
Иные попытки поиска образов. 
Всё просто. Схему можно нарисовать и самостоятельно.
Лилия.
 Тюльпан.
Фиалка.
 Одуванчики (если жёлтые). Или кашка (если розовая).
Или золотые шары. 
 Гвоздика.
 Схема, переполненная образами:
гвоздика, часики, ромашка (в белом цвете).
3) Крой.

      Разрезав схему на детали, следует приступить к крою.

     Подбор тканей - это творчество. Можно приблизить воображаемый рисунок к оригиналу: лепестки - красные, розовые, жёлтенькие, беленькие, а листики - зелёные.  А можно думать о чём-нибудь другом, например, о том, чтобы изделие вписалось в интерьер; в этом случае цветовое решение может быть сверхоригинальным.

      Крой маленьких деталей для пэчворка не имеет строгих правил. Каждый может поступать так, как привык.

а) Можно перенести блок на "бумагу для заморозки" и разрезать на детали. Эти детали приклеить к ткани, прогладив утюгом, а затем вырезать с припусками. Сшивать детали следует, не отрывая "бумагу для заморозки". Она будет играть роль жёсткого трафарета.
"Бумага для заморозки", то есть бумага с вощёным клеящим слоем. 
Встречается на русском рынке.  Есть и другие.
"Бумага для заморозки" - это буквальный перевод с английского.
До изобретения целлофана женщины всего мира заворачивали продукты в такую вощёную бумагу.
б) В качестве трафарета можно использовать обыкновенную бумагу. У меня - листы в клеточку, наклеенные на листы из детского альбома для рисования. Крепление к ткани - булавками.

в) Стремясь к точности соединения деталей, можно сшивать припуски на изнанке, стягивая их точно по трафарету. При соединении очень маленьких деталей это - неизбежность.
На картинке из журнала всё дотошно продемонстрировано.
    г) Важно: если хочется создать ту же картинку, что и на схеме, следует нарисовать её перевёрнутый двойник. И именно его использовать при крое. Или иначе: разрезав рисунок на детали, перенести на оборотную сторону каждой детали свои отметки (цвет, номер и т. п.). Если накладывать выкройку так, как на картинке внизу (то есть первоначальным рисунком к себе), то получится зеркальное изображение.

4) Шитьё.
Детали выкроены. Припуски заглажены утюгом.
Детали сложены в соответствии со схемой.
Принцип соединения: выходить на максимально длинную прямую линию рисунка.
Здесь у каждого сшитого сектора - прямая сторона. 
 Последний максимально длинный прямой шов.
Мелкие детали ("Гладиолус"), стянутые на изнанке.
 Шов на сгибе двух деталей.
Очень мелкий. Очень прочный. Очень точный.
      В результате должны получиться квадраты-блоки. Ну и или фигуры, похожие на квадраты. Не страшно! Выровняем!
Сшитый блок. Квадрат.
5) Стёжка.

       Начертив на заготовке геометрически правильные границы блока, можно приступить к стёжке. Блоки такие маленькие, что не нужны никакие приспособления. Даже пяльца ни к чему.

      Традиционная "слойка" для стёжки состоит из 3-х частей: 1) лоскутный рисунок, 2) наполнитель, 3) изнаночная х/б ткань.

        Декоративная цель стёжки в этом случае - поддержать и подчеркнуть тему цветка. Поэтому швы проложены по периметру лоскутного растения. Кое-где можно выстегать  и вышить элементы цветочка: прожилки, тычинки, пестики.
        Не знаю, что сказать о ручной стёжке. Просто нечего.
- Самый простой шов "вперёд-иголку".
- Прокалывать все три слоя.
- Использовать напёрстки, потому что с ними легче и безопаснее.
- Цвет нитей - по желанию. Можно выбрать нитки в цвет тканей, чтобы был виден лишь рельеф стёжки; можно выбрать контрастную нить, чтобы стёжка была дополнительным украшением.
- Узелков делать нельзя. В начале строчки надо закреплять нить стежком ( или стежками) "назад-иголку", и заканчивать так же.
- Стегая, можно выдёргивать иглу через каждый стежок.
А можно, прокладывая шов, протыкать иглой несколько раз и лишь затем выдёргивать нить.
- Основная забота - это научиться делать более-менее одинаковые стежки. А это получается быстро.

        Затем следует выровнять блоки с цветочками. Это - последняя обязательная операция. 



6) Собственно кармашки.

      Далее - те технологические шаги, которые соответствуют представлениям мастера о том, как должно выглядеть панно и как должны быть пришиты кармашки.

        Мои представления о кармашках таковы: они не должны быть плоскими, а должны оттопыриваться. В этом случае легче положить вещь, найти вещь и достать вещь.

Бейка по верхнему краю.
Боковинки карманов.
Здесь: 2 полоски шириной 9 см. 
 Боковинки в готовом виде.
Ручной шов по граням.

7) Прямоугольная основа панно.

     Несколько лет назад я уже шила подобные кармашки из джинсовой ткани, и с той поры помню важное:
1) тканевая основа для накладных кармашков должна быть прочной и довольно жёсткой, иначе конструкция будет провисать;
2) для той же цели - предотвращения провисания - необходимо в верхней части предусмотреть петли или кулиску для деревянной, металлической или иной прочной палочки. Не знаю, как назвать эту палочку иначе, но вспоминаются представленные в магазинах вешалки для панно, которые служат той же цели.
      (И всё-таки, как? перекладина? каркас? жердь? карниз? штанга? просто вешалка? - Нашёлся человек и подсказал: рейка, ре-е-чка!!!)

       Основа нового панно тоже представляет собой прямоугольник. По периметру - кайма из маленьких треугольников, сшитых опять же вручную.
Трафарет и выкроенные детали каймы.
  
       Прямоугольная основа панно простёгана на машинке простыми прямыми линиями. В итоге получился рисунок ромбами.

     Кайма из треугольников выстегана вручную.

     По периметру - обыкновенная бейка.

8) Наложение кармашков на основу.

        Как расположить кармашки и сколько их должно быть? Как угодно и сколько угодно.

       У меня очень много кармашков (нужно!), расстояние между ними - 1-2 см. Кармашки пришиты вручную.

      На изнаночной стороне имеются 4 петельки-кулиски. При таком способе расположения петелек для рейки можно легко подвесить панно на гвоздики или шурупы.

       Часть блоков пришлось отложить. Это последствия поиска композиции. Среди них - и нарцисс, с которого всё и началось. Но эти блоки не пропадут и не исчезнут, а пойдут на украшение другого изделия.
Второе - светлое - панно уже сшито.
См. ЗДЕСЬ.
*******************************************

Выводы, итоги, умозаключения:
- Возни много.
- Пальчики поколола.
- Ручное шитьё и стёжка - иной вид рукоделия, нежели машинное шитьё и машинная стёжка.
- Самый действенный инструмент: пальцы, иглы и напёрстки. Им поддаются очень толстые слои ткани.
- Есть повод помечтать...

      Вот пройдёт время. Его ветра выбелят волосы, закрутят их в пучок, влепят на переносицу очки и принесут тёплые тапочки. А розовенькие весёлые внуки спросят: "Бабушка, это ты сшила?" - "Я". - "А когда?" - "Давно. В марте 14-го". - "В марте 14-го? Это когда Крым вернули?" - "Да-а-а... Это когда Крым вернулся!.." Вздох, толчок души. Занавес. Титры.

******************************************

Панно с кармашками.
Очень удобно. "Где квитанции?" - "В розочке!" -"Где телефон?" - "В гладиолусе!" -
"Где пропуск?" - "Всегда был в колокольчике!".


 Фрагменты.

Выбор тканей = соответствие цветам отделочных материалов.

 Цветы.

Изнанка. Кулиски.



********************************************************