понедельник, 14 октября 2013 г.

Стёжка "ПЕРЬЯ".




      У каждого человека есть недостатки. Один не вынимает ложечку из чашки, другой поёт в душе, третий верит в "евразийское пространство"... А я долгое время не понимала, КАК рисовать и выстёгивать перья. Ну, не понимала и - всё! 

       Получались вот такие псевдоперья. А получались они такими, поскольку рисовала, а потом выстёгивала 1) не в том направлении и 2) каждый листик отдельно.
      А три дня назад озарило. ЧТО я поняла? Что я поняла в ПЕРЬЯХ? 

     (Набивать руку на бумаге и рисовать нужно так же, как и стегать - не отрывая карандаш от бумаги!).

1)  Рисовать перья лучше снизу. Если линия стебля (или что там у перьев?) нарисована снизу вверх, то следует вернуться вниз.
2) Нарисовать нижний листик снизу вверх.
3) Второй листик рисовать от стебля к внешнему контуру. Закруглив, закончить приблизительно у середины первого листика. Понять, что образовалась технологическая ПАРА листиков.
4) Вернуться по контуру приблизительно на середину второго листика (чёрный цвет).
5) И снова нарисовать ПАРУ листьев: от внешнего контура к стеблю, от стебля к внешнему контуру. См. стрелки сбоку.
6) Повторить этот порядок (ПАРА листьев) столько раз, сколько уместится.



7) Уткнувшись в конец стебля, вернуться вниз по готовой линии (чёрный цвет). Возврат по контуру здесь возможен в любом месте: по первому листику, по второму, в зависимости от того, где закончился стебель. Лишь бы уткнуться в вершину стебля!
8) И повторить рисунок ПАРАМИ листьев с другой стороны стебля.

9) Завершить центральным листиком наверху в центре. 


      Поняв принцип рисования, следует набить руку до автоматизма. Рисовать и рисовать, повторяя про себя: "Раз, два... раз, два... раз, два", отсчитывая ПАРЫ листьев.
       Потом расширить свою свободу в рисовании, меняя линии стебля. Справа налево, слева направо, с изгибом, с двумя изгибами и т. д.
       Следующий шаг - вписать перья в объём. Ведь выстёгивание изделия как раз и требует этого навыка - вписаться в объём. 
     
     И вот тут-то может возникнуть такая проблема: узкая щель между стеблем и листом и длиннющая сторона листа.
       Выкручиваемся вот таким образом. Рисуем в этой щели маленькие листики до той поры, пока не выберемся из узкого пространства.

       Эта проблема рано или поздно возникнет в любом замкнутом пространстве.


       Меняем фигуры, в которые нужно вписать перо. Пробуем и так, и так, и вот так.



       Следующий шаг уже можно отнести к творчеству. Ведь свобода руки и глаза всё увеличивается и увеличивается. 
       Пробуем правый изгиб стебля, левый изгиб стебля.
        Придумываем замысловатые перья. При этом становится ясно, что перья - не геометрическая фигура для выстёгивания, а свободная. При любом решении рисунка перо получается красивым.
      Создаём целые композиции и рисуем их, не отрывая карандаша.
      И вот тут-то приходит понимание, что уже вырабатывается собственный почерк. Перья Даши не похожи на перья Маши, а перья Маши - на перья Виталика. Кто-то предпочитает крупные листики, а кто-то любит мельчить. У кого-то рискованный изгиб листьев, а у кого-то сдержанный рисунок. У кого-то листики кругленькие, а у кого-то - каплевидные. И т. д.
        Значит, рука набита. Можно переходить к стёжке.
**************************
       (У меня машинка с разными скоростями. И рекомендации подходят тем, у кого машинка меняет скорость шитья. 
    Лишнее напоминание: нужна стёжка на свободном ходу машины, то есть при выключенном транспортёре подачи ткани. 
      Выстеганный образец плохо виден, поэтому опять картинки на бумаге).
       
      Я уже привыкла нарисовать стебель так: снизу вверх, а потом - вернуться. Итак, выстёгиваем линию стебля. Чтобы линия была плавная и ровная,  применяем высокую скорость - ВЖИК! Потом на низкой скорости возвращаемся - ТЮК-ТЮК-ТЮК.
       
       И листья выстёгиваем соответственно: первый лист - ВЖИК, стоп. Второй лист - ВЖИК, стоп. И возврат по контуру - ТЮК-ТЮК-ТЮК.
      Музыка при выстёгивании пера будет такова: 
ВЖИК, ВЖИК, ТЮК-ТЮК-ТЮК, 
ВЖИК, ВЖИК, ТЮК-ТЮК-ТЮК, 
ВЖИК, ВЖИК, ТЮК-ТЮК-ТЮК...
Моцарт!
**********************************************
      Подоспело очередное покрывало, у которого образовались вполне широкие и светлые бордюры.

       Страх перед первым опытом выстёгивания всё равно остался. Поэтому применяю маленькие хитрости:
1) Использую нитки в цвет ткани, чтобы ошибки были мало заметны;
2) Соображаю, что крутить полотно при стёжке будет трудно, поэтому планирую все листики и их изгиб в одном направлении. Так и буду стегать - по кругу. Покрывало будет лежать слева, а бордюр для работы на машинке - справа.

       Принципиальное решение таково - стегать без предварительно нанесённого рисунка на ткань, доверяя навыку руки. Если так тщательно готовиться к выстёгиванию покрывала и пыхтеть вокруг каждого листика - сдохнуть можно. Через месяц такое покрывало будет готово, а мастер заслужит прозвище Молотова - "каменная задница".

       Без чего нельзя обойтись? Без эскиза. У покрывала 4 угла, и рисунок следует повторить 4 раза. И следует рассчитать симметрию рисунка, разбив его на раппорты.
       У меня длина каймы - 150 см и 125 см. Ура! Делю на раппорты 25 см. Ширина бордюра - 16 см. Для рисунка оставляю 12 см. И для этого пространства рисую эскиз. Это будет шпаргалка, на которую буду посматривать в ходе работы. Каждый листик повторить не удастся, но ритм и особенности расположения листиков - да.
        Из плотной бумаги создаю лекала. Лекала нужны только для волнистой линии стебля.

       Накладываю лекала на ткань о обвожу маркером. Можно использовать исчезающий маркер или водорастворимый маркер. Оба удобны.
        И выстёгиваю. Сначала - линию стебля по всему периметру, а затем листья.
       Что поняла важное? Если села, то и не выходи из-за машинки! Не прерывайся! Рука быстро привыкнет и будет повторять нужный рисунок, его ритм, одинаковые изгибы. 

        Для первого раза - очень даже ничего. Очередной раз убеждаюсь: главное - ПОНЯТЬ! А руки потом поспеют за мозгом.
*****************************************************